Материал, аналогичный популярному в Европе толю, в XIX веке начал производиться и по ту сторону Атлантического океана, в Америке. Отличие состояло в том, что в роли водоотталкивающей пропитки картона использовался битум — вначале природный, а по мере развития нефтеперегонной промышленности нефтяной.

Битум

В чем отличие битума от дегтя? Образующийся в виде остатка при получении из нефти бензина, керосина и других горюче-смазочных веществ, битум представляет собой сложную смесь из масел, высокомолекулярных углеводородов — асфальтенов, и смол. Он водостоек и водонепроницаем. При изменении температуры битум ведет себя подобно сливочному маслу: на холоде затвердевает и делается хрупким, а при нагреве до 60-70°С — размягчается и становится текучим. Битум в горячем виде хорошо пропитывает картонную основу. Так как в нем нет ароматических соединений (фенола, нафталина и т.п.), он не обладает антисептическими свойствами, но при этом более стоек к действию солнечных лучей и не вреден для здоровья человека.

В Америке выпускались и рулонные, и листовые материалы. Рулонный материал получил название рубероид (от лат. Ruber — красный и гр. Eidos — вид). Можно предположить, что такое название связано с цветом применявшейся бронирующей посыпки из красноватого сланца. Но большей популярностью пользовались и пользуются до сих пор небольшие фигурные листы (длиной 90-100 см и шириной 30-40 см) из картона, пропитанного битумом, и получившие название шинглс (от англ. shingle — дранка).

Кровли из рубероида и пергамина выполнялись в виде многослойного кровельного ковра, в котором слои склеивались с помощью горячих битумных мастик. Использование таких мастик на крыше было делом опасным и трудоемким. Поэтому первым этапом совершенствования стало упрощение устройства кровельного ковра. Была предпринята попытка отказаться от применения мастик. Для этого верхний и, в особенности, нижний слой битума на рубероиде сделали толще и стали склеивать ковер, подплавляя битум с помощью газовой горелки. Такой рубероид получил название наплавляемый.